36
Лариса Колязина осталась в команде нового правительства региона
59
Конкурс пройдёт 3 ноября в администрации Саратова
38
Его профессионализм высоко оценили многие депутаты, промышленники и общественники, которые поддержали его назначение
Татьяна ВОЛЧЕНКО 0 75

Книжных дел мастер: Владимир Бутенко об искусстве и коммерции

Статья из газеты: АиФ-Саратов №9 26/02/2014

Гость редакции рассказал, почему пустуют читальные залы и не проводятся книжные выставки-ярмарки.

3 марта в календаре значится как Всемирный день писателя. Так уж распорядилась судьба, что этого же числа свой день рождения отмечает Владимир Бутенко, Заслуженный работник культуры РФ. Как художник-график он оформил порядка 400 наименований книг, как художественный редактор подготовил к печати десятки библиотек.

В интервью «АиФ - Саратов» гость редакции поделился мнением о том, почему сегодня пустуют читальные залы и не проводятся книжные выставки-ярмарки.

Родом из детства

Татьяна Волченко, АиФ-Саратов: Владимир Константинович, свое детство многие саратовцы ассоциируют с красочными изданиями: «Волшебный сундучок», «Конек-горбунок», «Золотой ключик»…

Владимир Бутенко: Все они были подготовлены к печати в Приволжском книжном издательстве, которое обслуживало не только нашу, но еще Пензенскую и Ульяновскую области. Так что на этих книгах выросла не только саратовская ребятня. Вдвойне радует то, что они по сей день служат добрую службу. Когда меня в 2003 году пригласили в областную детскую библиотеку на 30-летие «Волшебного сундучка», я немало удивился: юбилей собрал бабушек, дедушек, их детей и внуков. И у каждого в руках был свой сборник сказок.

В советское время книги издавались большими тиражами и стоили копейки. А сегодня 1000 экземпляров - предел мечтаний, да и цены просто космические. При этом, если говорить по факту, нет ни достойных изданий, ни достойных авторов… В книжный магазин стыдно заходить. Открываешь томик Пушкина, а там - ошибка на ошибке, иллюстрации отвратительные. А ведь книга без оформления - чтиво!

- Студенты и школьники отдают предпочтение электронным источникам информации. Читают классиков в Интернете. Вам как профессионалу не обидно за печатное слово?

- Когда я пришел в профессию, о высоких технологиях не смели даже мечтать. Многие любители чтения гордились тем, что у них на книжных полках появлялись пахнувшие типографской краской сборники сочинений Толстого, Достоевского, Куприна. Сегодня домашние библиотеки нередко выступают элементом декора. Что уж говорить, если в наши дни в читальных залах собирается не больше 5-7 человек. Сельские библиотеки, некогда слывшие очагами культуры, закрываются одна за другой. Расхожую формулировку «оптимизация учреждений культуры» я понимаю как возвращение в XIX век. Чиновники пытаются спасти положение библиотеками на колесах. Только тщетно.

Сегодня и читать стали меньше, и издавать. Дожили до того, что из школьных программ исключили Высоцкого, Солженицына, Белого. Из шолоховского «Тихого Дона» теперь достаточно знать лишь избранные главы. Откуда такое отношение к классикам? Ведь они не могут быть несовременными. Вместе с тем тиражи шедевров мировой литературы стремительно падают. Сегодня охотнее читают романы Пелевина и Улицкой. Издательства завалены заказами-однодневками. Вот что значит погоня за рублем! Формирование книжного рынка поставлено на службу коммерции.

В 60-70-х годах прошлого века отношение к книгоизданию было иным. Перечень публикуемых авторов, количество экземпляров согласовывались в Москве.

К печатному изданию тогда относились серьезно и с большим уважением. Если сегодня на подготовку авторской работы к публикации уходит не больше двух-трех недель, то 40-50 лет назад для этого требовались месяцы. Не было у нас ни текстовых, ни графических программ-редакторов, все делалось вручную. Живописцев-оформителей зачастую приглашали из столицы. А в наши дни - «тяп-ляп» и готово! Разве такие поделки могут участвовать в книжных конкурсах?

В погоне за рублем

- Вместо книжных выставок и ярмарок в наши дни можно увидеть разве что книжные развалы. Почему сегодня не проводятся конкурсы искусства книги?

- В этом сейчас нет надобности, особенно в провинции. Литературных агентств у нас много, вот только работают они по большому счету в ущерб искусству, а также уровню культуры. Тиражируют не классиков и современников, а предвыборные буклеты и афиши - то, что приносит доход.

Помню, одно время мне посчастливилось работать с Юрием Никитиным, автором книги «Царские забавы», вышедшей 15-тысячным тиражом. Она разошлась по всей России, ее с удовольствием читали за рубежом. В 1998 году эта книга вошла в сотню лучших книг России, претендующих на участие во Всемирной книжной выставке во Франкфурте-на-Майне. По достоинству были оценены такие издания, как «На осеннем ветру» Н. Палькина, «Ректоры Саратовского университета: факты жизни и деятельности» В. Семёнова, «Вечный огонь памяти» из серии «Победители». Все они издавались в «Приволжском издательстве». Участие и победа в книжных выставках свидетельствовали о высоком уровне нашего мастерства. Теперь, когда молодежь сутками напролет сидит в Интернете, а книги чаще всего пишутся и издаются, чтобы потешить авторское самолюбие, искусство книгоиздания сошло на нет. Досадно! Ведь без красивой книги не может быть подлинной культуры.

Досье: Владимир Бутенко родился в Казани в 1936 году. Художник-график, книгоиздатель. Дипломант Всероссийских конкурсов искусства книги, постоянный участник международных книжных выставок. Его имя вошло в Российскую энциклопедию «Лучшие люди России» (2004 год).

 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда закончатся работы на Привокзальной площади в Саратове?
  2. Сколько в Саратовской области недостроенных домов?
  3. Что делать, если банком навязана услуга страхования при кредитовании?
Самое интересное в регионах