36
Лариса Колязина осталась в команде нового правительства региона
59
Конкурс пройдёт 3 ноября в администрации Саратова
37
Его профессионализм высоко оценили многие депутаты, промышленники и общественники, которые поддержали его назначение
Наиля Кязимова 0 70

Оперу упростить нельзя. Стоит ли подстраиваться под вкусы публики?

Статья из газеты: АиФ-Саратов № 13 25/03/2015

Корреспондент «АиФ-Саратов» встретился с главным дирижёром и художественным руководителем Саратовского академического театра оперы и балета.

«В Саратов я приехал 25 мая 1975 года. Как сейчас помню, в тот день стояла страшная жара - свыше 30 градусов. Из аэропорта я поехал на служебную квартиру на набережной. На следующий день отправился в театр, и мне очень понравился город - показался уютным», - вспоминает Юрий Кочнев.

Разница в зарплатах

Наиля Кязимова: Юрий Леонидович, какая атмосфера царит сегодня в театре? Есть ли в коллективе разногласия, недопонимание, обиды?

Юрий Кочнев: Творческая жизнь непроста для любого артиста. На каждую партию, как правило, назначаются два-три человека.

У кого-то получается лучше, у кого-то - хуже. Но атмосфера в коллективе зависит от руководителей театра. Необходимо выстраивать работу так, чтобы у каждого была в той или иной степени интересная роль, а наиболее талантливые артисты выступали в ведущих партиях. На протяжении нескольких лет у нас практически никаких скандальных ситуаций не возникает. Стараемся поддерживать в коллективе комфортную обстановку, в которой люди чувствовали бы себя естественно и были творчески заинтересованы. Кроме того, пытаемся создать достойные материальные условия. И в последнее время нам это удаётся: театр получил грант до 2016 года. А вот как будут складываться обстоятельства дальше, пока трудно сказать.

- Несколько лет назад разыгрался большой скандал из-за того, что симфоническому оркестру филармонии повысили зарплаты вдвое, а вашему - лишь наполовину. Вы тогда чуть не ушли из театра...

- Я, честно сказать, давно уже забыл об этом. В последнее время ситуация изменилась: мы получили грант на три года, и на этот раз филармония оказалась в более сложном положении. Но нынешнее руководство филармонии тоже нашло какой-то достойный выход. И у нас сейчас практически не бывает ситуаций, когда из-за разницы в зарплатах музыканты переходили бы из одного симфонического оркестра в другой. Мы поддерживаем с филармонией очень хороший контакт. Некоторые музыканты работают одновременно в двух коллективах, и мы этому не препятствуем. Так же, как и не препятствуем возможности наших артистов выступать на сцене других театров России.

С неразвитым вкусом

- Кто он сегодня - поклонник оперы и балета?

- Трудно сказать. Зритель у нас разный. Процент молодёжи среди посетителей оперного театра всегда меньше, нежели в кино, но он есть.

И мы делаем определённые шаги навстречу молодому зрителю: иногда показываем премьеры наших спектаклей студентам одного конкретного института, который и покупает все билеты. Перед таким показом я, как правило, выступаю, говорю немного о спектакле. И очень часто это бывает первая встреча молодых людей с оперным искусством. Ещё не было случая, чтобы такое мероприятие не вызвало интереса. Оперное искусство, высокая поэзия, более сложная литература всё так же живут в обществе, потому что всегда находят свою аудиторию. И даже если заинтересованных зрителей оперы и балета меньше, чем потребителей сериалов, это ничего не значит. Поскольку все люди разные, и каждый должен получить то, к чему он тянется.

- Подстраиваетесь ли вы под вкусы публики, создавая репертуар? Учитываете ли так называемый социальный заказ?

- Нет. Мы, в основном, исходим из возможностей нашей труппы на тот или иной момент. Заискивать перед публикой или упрощать репертуар мы не можем в силу того, что великое искусство оперы и балета просто не содержит таких произведений.

Оно не рассчитано на людей с неразвитым вкусом. Мы не стараемся выбирать что-то более доступное. Но есть различные жанры. Так, наряду с оперными спектаклями есть оперетты - более демократичный жанр, который также звучит в театре в исполнении полноценных артистов, владеющих классическим вокалом. А собственно оперу упростить нельзя. Выдающиеся композиторы писали произведения не для того, чтобы угодить публике, а для того, чтобы, прежде всего, через искусство выразить своё отношение к жизни.

- Вы обмолвились о потребителях сериалов. А лично вы смотрите телевизор?

- Иногда, когда очень устаю. Чтобы отдохнуть, могу включить телевизор и с любого эпизода в течение 20-30 минут посмотреть что-то детективное. Бывает, что меня это заинтересовывает и я досматриваю передачу или фильм до конца.

Но нет такого, чтобы я специально смотрел телепрограмму и выискивал там что-то интересное для себя. Потому что, в основном, по телевизору транслируется чисто коммерческая продукция, которая создаётся людьми с достаточно непритязательными намерениями. А точнее, намерение одно - заработать больше денег, а для этого необходимо сделать определённый хронометраж и заинтересовать зрителя.

В целом, такая пища никого духовно не насытит. Это всё равно, что предложить людям вместо нормальной еды попкорн или леденцы. Но в некоторой мере для того, чтобы отдохнуть и какое-то время не думать и не напрягаться, телевизор иногда можно посмотреть. Сильно заблуждаются те, для кого сериалы составляют всё и кто думает, что таким образом соприкасается с искусством. Потому что к искусству кино, где есть высокохудожественные фильмы выдающихся режиссёров, это никакого отношения не имеет.

Не оглядываться назад

- Не сокращается ли со временем число театров?

- Скорее наоборот. В среднем по России после социалистического периода возросло количество театральных и симфонические коллективов. Хорошо это или плохо, сказать трудно. Больше людей получили работу.

Но в условиях меньшего количества коллективов существуют лучшие из них. Ситуация та же, что и с учебными заведениями: открылось больше консерваторий и институтов, которые дают аналогичное образование, но в результате этого упал творческий уровень. Потому что нет того конкурса, который был раньше, когда за каждое место соревновались 5-6 человек. Сейчас бывает, что на некоторые специальности вообще конкурса нет. Это даёт возможность большему числу людей получить образование, но пропорционально этому падает профессионализм.

- Сегодня после просмотра спектакля от зрителей часто можно услышать, что и поют, и играют уже не так…

- Есть различные категории зрителей. И среди любителей оперы встречаются люди старшего поколения, которым кажется, что «Евгений Онегин» сегодня должен звучать и быть оформлен точно так же, как в то время, когда они были детьми. Естественно, что этого быть не может. Потому что идёт развитие, меняется стиль жизни. И к театральным обстоятельствам сегодня предъявляются уже другие требования. Если раньше Ленский и Ольга на сцене могли быть старше пушкинских героев лет на 10-15, то сейчас публике не так легко это вытерпеть. И мы стараемся, чтобы актёры отвечали тем требованиям, которые изначально предъявляет зритель, приходя на конкретный спектакль. В театре постоянно идёт смена поколений, приходит много молодых артистов.

И я не сторонник того, чтобы говорить о том, что когда-то что-то было лучше. Надо жить сегодняшним днём и в настоящем делать всё возможное для того, чтобы дело, для которого ты предназначен, развивалось. Не оглядываться назад и не заглядывать с ужасом вперёд.

Досье: Юрий Кочнев родился в 1942 году. Народный артист России, лауреат Госпремии РФ, действительный член Российской Академии искусств, профессор, кандидат искусствоведения.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда закончатся работы на Привокзальной площади в Саратове?
  2. Сколько в Саратовской области недостроенных домов?
  3. Что делать, если банком навязана услуга страхования при кредитовании?
Самое интересное в регионах