35
Лариса Колязина осталась в команде нового правительства региона
59
Конкурс пройдёт 3 ноября в администрации Саратова
37
Его профессионализм высоко оценили многие депутаты, промышленники и общественники, которые поддержали его назначение
АиФ - Саратов 0 68

Захар Прилепин встретился с саратовцами

В рамках Года литературы в Саратов приехал Захар Прилепин. Писатель ответил на вопросы журналистов в пресс-центре ГТРК, прочитал лекцию в саратовском Экономе и встретился с читателями в «Ленинград холле», где представил свою книгу «Не чужая смута».

Гульжана Бигалиева / АиФ

Донбасс

«Первая поездка на Донбасс была в качестве военкорра. Увидев колоссальное количество проблем ополченцев и мирных жителей, я попытался собрать средства среди политиков и известных людей, но они оказались жадноватые. Тогда я бросил клич через Фейсбук, и за три дня удалось собрать 3 млн рублей. Теперь каждый раз я собираю миллионы. Бывшие пленные рассказывали мне и об арестах, и о пытках, и об издевательствах. Война есть война – это по определению антигуманная вещь.

Ощущение такое, что люди восприняли эти события как свой крест, который они несут, не испытывая никаких иллюзий. Я не видел никаких сторонников возврата к Украине. В Дебальцево люди стояли вдоль дорог с цветами и со слезами, встречая ополченцев, среди которых более половины местных, но есть и из Киева, из Западной Украины, из Львова. Все они без рефлексии, с абсолютно боевым настроем, и собираются продолжать свое дело  максимально долго. К тому же у них остались там родные. Это те, кто сделал свой самый важный выбор в жизни и следуют ему безукоснительно, кто говорит, что сам выбирает, как жить и какую слушать историю. Это вселяет в людей надежду. Я понял, что у нас огромное количество жертвенных мужественных мужчин, которые  воспринимают войну, как часть мужской работы. В моем понимании это и есть демократия в самом своем страшном и чистом виде. Но много людей, приехавших из Кавказа, из бывших республик Союза: Белоруссии, Казахстана, Армении, Грузии, Узбекистана, Прибалтики. Россия для них как центр притяжения и центр силы. Основная мотивация у ополченцев – идейная, а денег им платят совсем мало: 100 долларов. Проект Новороссии уже не отменить и она останется отдельно от Украины.

Фото: АиФ/ Гульжана Бигалиева

Эмоции, полученные во время доставки гуманитарного груза в Донбасс, отчасти и вошли в новую книгу. Но тексты об Украине у меня появились за полгода до Майдана на сайте «Свободной прессы». Позже, во время сбора книги, я перечитал их и, оказалось, что там все было подетально предсказано. Как театральные режиссеры, мы упоминали всех персонажей и написали, что все закончится неотвратимой гражданской войной. В итоге, как сйчас видно, все результаты нашей наблюдательности и беспристрастности оказались правдивы».

«Не чужая смута»

««Не чужая смута» – состоит из коротких заметок и небольших эссе и в её рваности есть ощущение того времени и беспредела, которые творятся на Украине. Это разностилевая книга с филосовскими заметками исторического и социального толка. Первый её тираж продался за два дня.

Когда получается писать книгу и дотягивать её до середины, то дальше ты просто скачешь вслед за ней. А первую половину приходится тащить за собой, как невод. Что он тебе принесет? Золотую рыбку или осклок бутылки?

Перед тем как писать «Паталогию», я три года изучал письма, читал тексты, мемуары, докуметы по Соловкам. Я достиг состояния взвинченности, кипения, переполненности. Просто стал там всех видеть, узнавать, ощущать себя внутри этой ситуации. Ощущение вовлеченности у меня было абсолютным. К этому добавился и мой личностный опыт. К тому же, чувства, которые человек испытывает в кризисной ситуации, схожи. Это тот же страх, те же радость и удивление.  Никогда не воспринимал ничего мистически, но доходило до паранормальных явлений, когда не знаешь, о чем вести речь в следующей главе, а ночью видишь эти события как некую вспышку. И это было не раз - как будто тебе кто-то помогает.

Фото: АиФ/ Гульжана Бигалиева

Литература – это не твое частное дело. Это общественное дело. Может, это ощущение возникло от моего увлечения поэзией символистов, когда люди друг друга читали и понимали. У меня возникает желание отчитаться не только за себя, а создать целый портрет поколения, поделится чем-то хорошим.

Направлений в нынешней прозе 20-летних, 30-летних я не вижу. Такого, чтобы было целое поколение со своим миропониманием - нет. Пришли дети 90-х годов, но без четкого мировоззрения, когда оно сложится, и я о них расскажу».

О российском кино

«Фильмы с беспросветным толком неоправданы. Такой взгляд возможен, если есть чувство влюбленности, жалости к людям, как в «Калине красной» у Василия Шукшина. На почве нелюбви к своему народу и к своей стране не делается что-то очень большое. Например, Алексей Балабанов просто погибал от своей сопричастности к тому, о чем пишет и снимает.

Я считаю, что культура – пространство более широкой жестикуляции. Тяжелого и сурового внимания по возможности надо бы избегать. У Сергея Есенина и Владимира Маяковского есть строки, которые не воспринимаются как признак их помутнения, но которые всегда были в этом поле. Чего только нет в высших образцах мировой культуры, в том числе и сложных отношений с религией. Я бы остерег от излишнего внимания к этому. Давайте оставим художнику право на его образы. Культура должна расти как дикое дерево.

В сегодняшнем российском кино нет тенденций вверх, какого-то направления. У нас настолько отвратительное массовое кино, что это становится похоже на заговор против России. Оно расчитано на дурака, оно банально, вторично, не креативно и с примитивной проработкой характеров.

Фото: АиФ/ Гульжана Бигалиева

Я вырос в деревне и все мои предки были крестьянами. Когда я смотрю фильмы о деревенской жизни, видно, что актеры не знают как двигаться в избе, не знают что такое печь, как брать деревенские инструменты. Такое ощущение, что их просто завезли в эту жизнь и теперь они про нас, как про папуасов, снимают кино. Вместо ощущения соприродности есть ощущение фокусничества и легкого кривляния. Мне очень понравился фильм Юрия Быкова «Майор» - мрачный, но с большим желанием полюбить своих героев.

Массовый кинематограф ужасен. Во все времена государство занималось повышением уровня средней культуры, но сейчас мир «бабла» и «золотого тельца». Но есть пространство элитарной культуры, которую лучше не трогать, и массовой, которой надо заниматься и структурировать, чтобы «не оскорбляло человеческий ум», как в песне Бориса Гребенщикова».

Телевидение

«Телевизора у меня нет дома уже 15 лет. Из Интернета и из газетных колонок я узнаю о пропаганде, но не вижу ничего, что говорило бы о введении граждан в заблуждение. Но есть некоторые вещи, о которых не стоит говорить. В целом телевизионная картинка более-менее похожа на правду.

Смотря на наш шоубизнес, я не понимаю, почему эти люди сейчас олицетворяют мою страну. Почему в России такая отвратилельная массовая культура? Я смотрю ТВ всякий раз и плачу. Неужели люди по всей стране смотрят это круглыми сутками? От этого реально можно сойти с ума».

О Саратове

«В Саратове я уже в 4 раз. Меня волнует избиение журналистов в вашем городе, за этим следят и в Москве и в Нижнем Новгороде. Это настолько диковато, что создается мнение, что город ещё застрял в 90-ых. Какой-то неведомый персонаж, который работает в госорганах, избивает журналистов.   

Саратов не похож ни на один из виденных городов. Он отличается от Кемерово, Нальчика или Ульяновска тем, что здесь возникают теплые ощущения. Но везде есть какое-то затаенное вдохновение, большая надежда, что сегодня не будет как вчера и 10 лет назад. Люди чувствуют свою сопричастность к большой истории. Это светлое, почти религиозное чувство. Везде на встречах собирается полный зал по 500-600 человек, с какой целью, я не знаю. Но потом мы с ними не можем расстаться. Это тоже часть нашей открытости и миролюбия».

Музыка         

Вместе с друзьями Захар Прилепин записал альбом под названием «Охотник». Писатель пообещал осенью приехать в Саратов с концертом.

«Я не собираюсь писать в ближайший год, т.к. все, что я хотел добиться к своим 39 годам, я каким-то образом получил. Если бы не печаль, которую я чувствую, глядя на Украину, я бы жил в абсолютном счастье.

Сейчас получаю удовольствие от встреч, но уже устал от себя. Последнее 10 лет я занимался только литературой, и мне просто не стало хватать каких-то реакций. Мне стало интересно, можно ли писателю выпрыгнуть в другую сферу деятельности. Я вспомнил о значении рок-музыки в моей молодости, как и для всех подростков, выросших на исходе советской власти. Это альбом не только мой, но и моих друзей, в котором мы играем и фанк, и панк, и рок, и блюз. Для Кинчева, для Ревякина, Саши Скляра и других рок-музыкантов рэп-исполнители – это их дети. Например, группа  «25/17», которые много внимания уделяют мелодичности, аранжировкам, текстам и вообще философии». 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда закончатся работы на Привокзальной площади в Саратове?
  2. Сколько в Саратовской области недостроенных домов?
  3. Что делать, если банком навязана услуга страхования при кредитовании?
Самое интересное в регионах