39
Лариса Колязина осталась в команде нового правительства региона
59
Конкурс пройдёт 3 ноября в администрации Саратова
38
Его профессионализм высоко оценили многие депутаты, промышленники и общественники, которые поддержали его назначение
Наиля Кязимова 0 137

Художник должен нарушать традиции

Две недели назад в Саратове у Дворца пионеров состоялось открытие скульптурной композиции, посвящённой творчеству Олега Табакова. Об этой работе, искусстве и городском пространстве корреспонденту «АиФ - Саратов» рассказал скульптор Андрей Щербаков.

Признание от саратовцев

- Андрей Александрович, как зародился творческий замысел скульптурной композиции, посвящённой Олегу Павловичу?

- О том, что готовится такой проект, я узнал в конце декабря прошлого года. А в январе в Саратов приехал Евгений Миронов, и мы прошлись по городу и осмотрели три места, на которых могла бы разместиться скульптура, - на проспекте Кирова в зоне консерватории, на пересечении Мирного переулка и Большой Казачьей (где жил Олег Табаков) и у Дворца пионеров (где он учился). Остановились на последнем варианте. Я начал делать эскизы. Сначала ориентировался на здание Дворца пионеров - рассматривал возможность установки пристенной скульптуры, и не было места на что-то масштабное. А потом мы перевели взгляд на место сбоку от театра оперы и балета, и появилось множество вариантов.

Персонаж (Олег Савин) взят из конкретного фильма «Шумный день», поэтому я особо не фантазировал. Мне принесли кадры из киноленты, на которых изображены характерные для героя черты, позы, манеры. И я приступил к лепным эскизам. Рассматривались и очень динамичные композиции, и конкретное воспроизведение декораций из фильма. Но от излишней пафосности хотелось уйти. В итоге осталось два претендента на конечный результат: в одном случае персонаж сидит на стуле, в другом - идёт по дороге. С точки зрения выбранного места подошёл второй вариант. Своей задумки мы до последнего не разглашали, хотели, чтобы получился сюрприз.

- Много было разговоров о том, что памятник при жизни - плохая примета?

- Ерунда! Пусть Олег Павлович видит, что его любят в родном городе. А кому нужны памятники после смерти? Уж точно не ему самому. Этой скульптурной композицией любимый артист получил признание от саратовцев. И это здорово! Такой подарок в стиле самого Табакова, который любит расширять рамки и нарушать традиции. В конечном варианте виден и персонаж из фильма, и молодой артист. Когда Олег Павлович посмотрел на скульптуру, его окружили поклонники, я спросил: «Как вам?». Он ответил: «Похож… на моего Антона похож». А тот - вылитый Табаков в молодости!

У нас много и актёров хороших, и земляков талантливых, но Олег Павлович особенный. Он гордится тем, что он - саратовец. Табаков очень много сделал для студентов всей страны. Я сам занимаюсь с юными художниками и знаю, насколько это тяжело даётся. А этот человек построил целое учебное заведение, где дети бесплатно учатся! Кто ещё такое смог бы? Он один.

- А как появился Матроскин?

- Кот добавился по ходу работы. Когда мы обсуждали, каким должен быть проект, в шуточных моментах звучало: «Да давайте Матроскина сделаем, да и всё!». И эта фраза отложилась у всех в голове. Решили попробовать. Я сделал массу эскизов, на которых он и лежал, и стоял, и сидел. В итоге получился «живой» кот, не мультгерой. У персонажа в мультфильме - тело человека (плечи, ноги), а я сделал анатомически пропорционального кота. Но Матроскин в нём всё же угадывается, на что и было рассчитано. Такая добавка придала скульптуре юмора, шутливости. Я хожу из мастерской домой как раз мимо этого места. Кажется, что композицией довольны и взрослые, и дети. К ней уже и молодожёны подъезжают фотографироваться!

Фото: Правительство Саратовской области

Не стоит нравиться всем

- Какие тенденции сегодня замечаете в искусстве?

- Искусство, к сожалению, вступило в эпоху коммерции и бизнеса. Все тенденции диктуются заказчиком, который определяет, как будет выглядеть работа. И личность художника порой не имеет никакого значения. Искусство перестаёт быть авторским. У раскрученного мастера сегодня одна работа похожа на другую. Потому что неожиданность не нужна. Он показал себя с одной стороны, и таким его покупают. Именно поэтому и не стоит нравиться всем - искусство элитарно.

Для того чтобы уметь лепить скульптуры, я учился 15 лет. А сколько ещё уходит времени на то, чтобы эти знания забыть и начать работать наперекор... Создавая реалистические вещи, ты становишься в один ряд с тысячами таких же художников, а истинный мастер стремится к тому, чтобы его узнавали. Современный скульптор должен уметь делать всё - и классический памятник, и авангардную вещь, которую бы обсуждали. У него должно быть своё ощущение мира, которое он выражает через свои произведения. Я бы хотел, чтобы меня представляли не памятники, сделанные по заказу, а мои творческие работы, которые я сам придумал и создал по велению души.

- Но раньше тоже был заказ - социальный. Почему же художникам стало сложнее работать?

- По одной простой причине - сейчас не отработан механизм. Если в советское время были комиссии, которые отбирали памятники, то сегодня в конкурсах нередко участвуют совершенно непрофессиональные люди. Все, кому не лень, хотят быть художниками! Им кажется, что, поставив скульптуру, они окажутся у всех на виду, приобретут сиюминутную славу (зачастую скандальную). Никто не думает о том, что непрофессионализм виден сразу. Сейчас такое время, что спонсор может заплатить деньги и конкурс проводить не будут. Всё стало можно, и это опасно. Люди, не имеющие ограничений и врождённых эталонов красоты, такое городят, что лучше не смотреть. А искусство - это, прежде всего, труд, и очень серьёзный. Это не забавное приключение.

Обезличиваются города

- Как вы оцениваете городское пространство Саратова?

- Городом должны заниматься специалисты. Нужен конкретный план развития пространства на несколько лет вперёд. Когда художник начинает работу над памятником или скульптурой, он вынужден привязывать её к архитектуре. Таков закон. А у нас зачастую делают скульптуру, а потом ищут место, куда её поставить. Это в корне неправильный подход, потому что созданный силуэт должен гармонично вписываться в среду. Решение об установке произведения нужно принимать грамотно и тщательно подбирать мастера, который выполнит намеченную работу. Я не за то, чтобы к этому привлекать общественность. Работу должны контролировать художники, архитекторы - те люди, которые этому учились. Тогда будет с кого спрашивать. В профессиональной среде уже не утаишь неумения, не скажешь: «А я так вижу».

Кроме того, в Саратове сегодня плохо используются парки. Они насыщаются какими-то камнями памяти чему-то... На общем фоне своими деревянными фигурами приятно выделяется парк городской, но эти работы долго не прослужат, и придёт время, когда нужно будет предлагать что-то взамен.

- А как вам уже имеющиеся на улицах скульптуры?

- У нас в стране обезличиваются города. Кто-то поехал в другой регион, увидел там скульптуру и решил, что и нам непременно такая нужна. А зачем? На улицах Саратова должны стоять работы местных художников, тогда у города будет своё лицо, не похожее на других. Регион будет выделяться не только изюминкой исторической, но и современной. В Саратове сегодня есть множество памятников - «Огней так много золотых», саратовской гармошке, городовому и прочие. И это хорошо. Но они связаны с историей, а не придуманы вновь. А вот памятник студенту мы создали первыми, и за это его занесли в книгу рекордов Гиннесса. После этого много скульптур студентов появилось, но они все реалистические, словно сделанные одним автором. А наш особенный! Его уже посетило много знаменитых людей.

Досье: Андрей Щербаков.
Родился в 1965 году в Саратове. В 1984 году закончил скульптурное отделение Саратовского художественного училища имени Боголюбова, в 1992-м - Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию. Заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда закончатся работы на Привокзальной площади в Саратове?
  2. Сколько в Саратовской области недостроенных домов?
  3. Что делать, если банком навязана услуга страхования при кредитовании?
Самое интересное в регионах