39
Лариса Колязина осталась в команде нового правительства региона
59
Конкурс пройдёт 3 ноября в администрации Саратова
38
Его профессионализм высоко оценили многие депутаты, промышленники и общественники, которые поддержали его назначение
Наиля Кязимова 0 61

Григорий Аредаков — о зрителе и родном городе

Статья из газеты: АиФ-Саратов № 46 11/11/2015

Почему Саратовский театр драмы открыл новый сезон современной французской комедией, а не каким-то серьёзным спектаклем? И правда ли, что все актёры стремятся уехать в Москву?

На вопросы отвечает художественный руководитель Саратовского академического театра драмы им. И.А. Слонова Григорий Аредаков.

Какой театр осенью?

- Григорий Анисимович, зритель по-прежнему «часто ориентирован на бездумные и лёгкие комедии»?

- А куда человеку деваться? Когда он в поте лица трудится, зарабатывая на хлеб свой, ему хочется отдохнуть и повеселиться. А если ещё и погода хмурая? При царе репертуар театра делился на летний сезон и зимний. Первый был лёгкий - комедии, оперетты, водевили. А во второй шли серьёзные спектакли. Связывали это с тем, что зимой темнело рано и человеку было нечем заняться. Он поневоле шёл в театр, где собиралось общество. И тут перед ним можно было ставить глубокие вопросы. Ситуация изменилась: сегодня есть телевидение, Интернет и всё остальное. И если у человека не только на душе, но и на улице осенняя слякоть, ему уже не хочется идти в театр и погружаться в проблемы. А настоящих комедий мало. Наши драматурги не могут просто порадовать людей, рассказать про человека на бытовом, не очень проблемном уровне. Если уж они напишут комедию, то часто социальную, при чтении которой порой становится страшно.

- Ваш театр открыл 213-й сезон французской комедией «Мафия и нежные чувства». Сложно было определиться с выбором пьесы?

- Мы перечитали множество комедий. Хотелось современного, недавно написанного. В итоге обратились к пьесе Люка Шомара. В советское время французский буржуазный театр считали развлекухой, предназначенной для публики невзыскательной. Но тогда у нас и цели были вселенские - улучшить человека, построить справедливое общество. А сейчас мы сами живём в буржуазной стране. Так какой у нас может быть театр? Но во всём должны оставаться мера и вкус. Если человеку преподносить сплошные развлекательные и бессмысленные комедии, его это не привлечёт. Российский зритель всё-таки воспитан на классической литературе, и его волнуют глубокие темы. «Мафия и нежные чувства» хоть и комедия, но в её смешной форме затрагиваются серьёзные вопросы.

А буквально через пару дней после открытия сезона мы представили второй премьерный спектакль - «Сошедший с поезда» по пьесе нашего земляка Алексея Слаповского. Постановщиком выступил сам Алексей (автор сценариев популярных сериалов «Участок», «Остановка по требованию», «Пятый угол», фильма «Ирония судьбы. Продолжение» - прим. ред.). Его загадочная история ставит вопрос перед зрителем: «У многих ли из нас хватит духу в прямом и переносном смысле сойти с поезда? Оставить в прошлом, бросить всё - вещи, документы, имя, фамилию, всю предыдущую жизнь?».

- В сентябре у вас прошли обменные гастроли с Дагестанским русским театром. Что дают такие поездки?

- Гастролей сейчас мало. Объясняют это, как и всё прочее, отсутствием денег. Но средств всегда не хватает, а гастроли необходимы. Они дают возможность театру взглянуть на себя со стороны, получить оценку незнакомого зрителя. Люди приходят посмотреть привезённые спектакли, сравнивают их с местными постановками и чаще всего начинают больше ценить свой театр, к которому привыкли. И это важно. Потому что, когда к нам приезжают столичные артисты, зрители отдают по 5 тысяч рублей за билет только ради того, чтобы увидеть знакомое лицо не по телевизору - живьём, а местные спектакли оставляют без внимания. В Махачкале 11 театров. Город мне очень понравился. Везде спокойно. Там много народностей, и почти у каждой есть свой театр, в котором играют на родном языке. По улицам гуляют молодые папы с детьми, у каждого по три-четыре ребёнка.

Стоит ли уезжать?

- В одном из интервью нашему еженедельнику вы сказали, что «Саратов замер в своём развитии». А сегодня у вас какое отношение к городу?

- Отношение хорошее. Я в Саратове с 1958 года и считаю его родным. Как только приехал сюда, сразу полюбил Волгу. Саратов тогда был совсем другой: зелёный, уютный, не такой густонаселённый, машин было меньше, сохранялись старые здания, и жизнь казалась более кипучей. В советские годы здесь развивался военно-промышленный комплекс. Саратов был закрытым. Это определяло его развитие: сюда приезжали выдающиеся люди, которые стали «неудобными» для открытых городов. С тех пор, конечно, областной центр притормозил. Да и откуда ждать поступления средств, если заводы не работают? Саратов обеднел. Но встречаются у нас ещё и места прекрасные, и улицы чистые.

- Сегодня многие саратовцы стремятся в Москву. Вы, как художественный руководитель театра, ощущаете эту проблему?

- Конечно. Саратовцы хотят в Москву, а жители столицы - в Америку или Европу. Такое движение сейчас есть. Но одновременно с этим остались ещё и «сумасшедшие» люди, которые любят свой город и судорожно хотят, чтобы это место было хорошим и все стремились сюда. И таких энтузиастов, что никуда не убежали, работают и живут тут, нужно ценить. А чем мы можем их удержать? Своей любовью и вниманием. Если человек будет чувствовать, что его здесь уважают и ценят, он подумает, а стоит ли уезжать. Те же молодые артисты стремятся в Москву. Но чем они там занимаются? Со своими же саратовскими ребятами сколачивают какие-то театрики, работают бесплатно. Судьбы-то не у всех успешно складываются, только у выдающихся.

Как меняется время?

- А что вас тревожит в обществе?

- Приоритеты. Мы пока ещё мало живём в капитализме. Но ушло уже то поколение, которое родилось до революции, при царе. Нет и их детей - людей, которые помнили о том, что счастье не в деньгах. Теперь отовсюду не только кричат об обратном, но и демонстрируют, что главное - марка машины, престиж. Это меня и тревожит. Хотя я прекрасно понимаю, что если человек и его предки жили бедно, то ему хочется стать богатым. Но плохо, когда это доходит до безумства и деньги становятся целью, а не средством. В театре сегодня идёт спектакль «Бешеные деньги». Раньше Александра Островского зритель не понимал. Люди не знали, что такое предприниматель, банки, кредиты. Им казалось, что всё это далёкое прошлое. А сейчас это вновь настоящее. И если женщина плюёт на любовь, хочет от мужа лишь денег, её сейчас понимают даже школьницы - их эта проблема волнует.

- Прежде вы говорили, что «многие начали задумываться о душе и своей самореализации, не только о том, как бы быстрее и больше заработать»…

- И такие люди, конечно, есть. Общество быстро меняется. Я помню, как у нас в коммуналке готовили на примусе, как появились первые телевизор и телефон. А сейчас дети рождаются в веке компьютерных технологий. Но мало кто осознал влияние на личность Интернета, предоставляющего возможность получить неограниченный объём информации. Теперь есть возможность анонимно высказаться по любому вопросу в сети. И когда люди пишут в Интернете, прикрываясь псевдонимом, это чаще всего приобретает уродливые формы. Как говорил Ларошфуко, «глупость человеческая беспредельна». К чему это всё приведёт? Мы можем лишь предполагать. Но и брюзжать по поводу того, что раньше люди были лучше, напрасно. Это не так. Но в обществе было принято быть воспитанным, умным, образованным человеком. А что принято сейчас?

Раньше и профессия рабочего на заводе была престижной. А сегодня мы, например, не можем найти нормального токаря. Я в своё время проходил практику на аккумуляторном заводе как слесарь-ремонтник третьего разряда, у меня был наставник - мастер дядя Федя. После того как я стал артистом, мы встретились с ним на улице. Он сказал, что видел меня по телевизору, и поинтересовался, сколько я зарабатываю. Я ответил, что получаю уже 75 рублей, а начинал с пятидесяти пяти. И он вдруг развернулся и пошёл. Прошёл метров десять, повернулся и сказал: «Ну возвращайся ко мне, будешь зарабатывать нормально». Его зарплата тогда составляла 300 рублей, артист столько не получал.

Досье: Григорий Аредаков
Родился 18 января 1944 года в Улан-Удэ. В 1964 году окончил Саратовское театральное училище им. И.А. Слонова и вошёл в труппу Саратовского театра драмы. С 2002 года является художественным руководителем. Ведёт курс на театральном факультете Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова.

 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда закончатся работы на Привокзальной площади в Саратове?
  2. Сколько в Саратовской области недостроенных домов?
  3. Что делать, если банком навязана услуга страхования при кредитовании?
Самое интересное в регионах