35
Лариса Колязина осталась в команде нового правительства региона
59
Конкурс пройдёт 3 ноября в администрации Саратова
37
Его профессионализм высоко оценили многие депутаты, промышленники и общественники, которые поддержали его назначение
Олег Винс 0 76

Учитель - герой нашего времени. Какая реформа не нужна школе?

«Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, говоря, какой тот умный, а вот ты…»

Накануне Дня знаний наш корреспондент встретился с учителем - Героем Труда Российской Федерации Людмилой Корниловой, чтобы побеседовать о предстоящем учебном годе, учениках, их родителях и, конечно, педагогах.

В День знаний - волнующая встреча

- Людмила Ивановна, о чем вы думаете накануне 1 сентября?

- О том, каким будет этот учебный год. Каждый год приносит что-то новое. В преподавании истории происходят переход на линейную систему и завершение концентрической системы в соответствии с историко-культурными стандартами (концентрическая система предполагала изучение истории в два этапа: 5-9-й классы, а затем изучение этого же материала на более высоком уровне в 10-11-м классах. - Авт.). Будут определенные новшества и в ОГЭ. В этом году в ряде регионов учащиеся 9-х классов будут сдавать устный экзамен по русскому языку. Возвращается в школу преподавание астрономии. Но самое волнующее - первая встреча со своим 9-м классом. Всегда интересно, какими стали ученики, наверняка выросли, повзрослели. Этот период самый сложный в их жизни. Они еще дети, но уже хотят совершать взрослые поступки, а отвечать за них не всегда готовы.

- Какая реформа, по вашему мнению, не нужна современной школе?

- Не хотелось бы, чтобы, как в 90-е годы, говорили: «Школа должна оказывать только образовательные услуги». Тогда из нее выгнали всю воспитательную работу. Считаю, школа и учит, и воспитывает человека, формирует гражданственность, патриотизм. Воспитательное направление нужно усиливать.

- Кто виноват в плохом воспитании детей, школа или родители?

- А кто сказал, что современные дети хуже воспитаны, чем предыдущее поколение? Они креативные, мобильные, жаждущие всего нового. Я считаю, что должен быть союз родителей и школы. Педагоги развивают уже заложенное в ребенке. Если в семье неблагополучная обстановка, школа будет за него бороться. Сваливать только на педагогов всю воспитательную работу, конечно, нереально. Да, мы учим, помогаем, воспитываем. Как быть, если дома школьник видит и слышит другие примеры?

Организации без политики

- Есть ли место в современной школе каким-то организациям, объединениям, акциям?

- Конечно, полный возврат в прошлое не нужен: политические организации в школу не вернутся. Детская общественная организация нужна и должна существовать. Только объединять детей нужно по интересам и направлениям, где подростки будут осуществлять свободный выбор деятельности, проявлять самостоятельность, спорить, искать пути решения проблем, творчески самореализовываться. Это и волонтерское движение, и поисковая работа, экологическое направление. Варианты могут быть самые разнообразные.

- Каково ваше отношение к ЕГЭ? Много споров по этому поводу.

- Плюс ЕГЭ - в уравнивании шансов. Дети независимо от места учебы, в селе или городе, имеют шанс на поступление в вуз. Ребенок из глубинки с хорошими баллами может учиться в Москве, Питере, Саратове. Минус в том, что ученики, выбрав предметы для сдачи ЕГЭ, занимаются глубоко только ими, другие считают неважными. Есть еще одна проблема при сдаче: некоторые задания выходят за пределы школьной программы, вводя в стресс сдающего. Не мешало бы упростить процедуру его проведения. Раз это экзамен, атмосфера должна быть более доверительной.

- Трудно быть учителем, начинать с нуля, особенно молодым педагогам?

- Да. У молодого педагога есть диплом об окончании вуза, а учителем ему еще предстоит стать. И как здорово, если на первых порах у молодого специалиста окажется рядом мудрый наставник, который поможет, поддержит, научит. Если педагог отработал в школе 2-3 года и не ушел, значит, останется в ней на всю жизнь. Иногда входишь в класс, перед тобой ребята, каждый со своим настроением, проблемами, а ты должна сделать из него за 45 минут своего единомышленника. И когда по окончании урока слышишь от учеников: «Спасибо за проведенный урок», - искренне радуешься. Разве это плохая работа?

- В вашем лицее лучшие ученики области. Приходилось бывать в сельской школе, где холодно и все удобства на улице?

- Сама училась в такой школе, на родине в Ставропольском крае. Главное, ведь, не удобства, хотя и они важны, а педагоги, атмосфера. Тогда в нашем селе не было даже единого здания, мы ходили из одного помещения в другое, до школы приходилось идти пешком 4 километра. Кстати, у меня была классная руководительница, которая работала еще во время учебы моего отца. Отсюда большое уважение, вспоминаю ее до сих пор. Уверена, учиться можно везде, даже в такой школе вырастают удивительные, прекрасные люди. Если нет желания, то и в городе все знания пройдут мимо ребенка.

- Иногда родители обсуждают действия педагога. Это уместно?

- Нет. В семье должны воспитывать уважение к учителю. Меня именно так воспитывали, никогда в моем присутствии не позволялись осуждающие разговоры в адрес учителей. Да и росла я в учительской семье, мама преподавала в школе, и я видела, какой это тяжелый труд. А когда родители обсуждают педагога при детях, это порождает неуважение к учителю. Всегда говорю родителям: «Если есть проблемы, приходите, вместе будем решать».

- Родители жалуются на огромный объем домашнего задания. От чего оно зависит?

- Регламентируется САНПИНом, он определяет уровень и объем заданий. Если же ученик пошел в специализированный лицей, должен готовиться к глубокому изучению предмета, в том числе и самостоятельно.

Зачем ученикам рейтинг?

- Чем нынешние ученики отличаются от тех, которые учились 10-15 лет назад?

- Предыдущее поколение училось в условиях коллективизма. Они старались держаться вместе, дружить. Теперь пришло поколение, в основе воспитания которого индивидуализм. Это другие дети, они ведут себя иначе. И нам всем еще предстоит увидеть со временем какими они станут в будущем.

- У каждого ученика есть рейтинг, портфолио, в классах поддерживается атмосфера состязательности, конкуренции.

- Разве плохо, когда ученик стремится быть лучшим? Успешен в жизни, в работе тот человек, который может быть лидером, сумеет себя проявить. Значит, это должно быть и в школе, если мы хотим после выпускного бала видеть молодых людей, приспособленных к современной жизни.

- Ваше отношение к физическим наказаниям, применяемым к собственным чадам? Раньше считали такой подход эффективным.

- Недопустимо! Давным-давно был такой случай в моей практике. С папой такого ученика много говорила на эту тему: «Человек, которого унижают, никогда не станет успешным, не сможет постоять за себя».

- Ваш совет родителям, отправляющим своих любимых чад первый раз в первый класс.

- Видеть в учителе друга, советчика. И идти со всеми своими вопросами и сомнениями в школу, а не обсуждать в семье с ребенком. Что же касается конкретных, а не общих советов, то следует помочь ребенку адаптироваться к школе, не срываться, не ругать, если что-то не получается. Просто нужно объяснить, что трудности есть у всех и надо научиться их преодолевать. И еще. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, говоря, какой тот умный, а вот ты… Он такой, какой есть. Просто любите своих детей!

 

Материал подготовлен: Мария Гошина
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда закончатся работы на Привокзальной площади в Саратове?
  2. Сколько в Саратовской области недостроенных домов?
  3. Что делать, если банком навязана услуга страхования при кредитовании?
Самое интересное в регионах