Наиля Кязимова 0 46

Кто управляет миром? О чём стоит задуматься в кризис?

Статья из газеты: АиФ-Саратов № 18 04/05/2016

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин ответил на вопросы корреспондента «АиФ - Саратов».

Екатерина Ульянова / АиФ

Митрополит Лонгин на встрече с бизнесменами посоветовал переживать кризис по-христиански: жить - не тужить, никого не обижать. А как думать о духовном простым людям, у которых порой денег не хватает на хлеб?

Как жить правильно?

- Владыка, каждый раз во время поста вы напоминаете о том, что человеку необходимо избавиться от своих недостатков, приобрести добродетели. Но как это сделать?

- Человек всю жизнь должен всматриваться в себя, соотносить все свои поступки, движения души с Евангельскими заповедями. Нужно приучить себя оценивать каждый прожитый день, и если совершил что-то недолжное, стараться это исправить. Не просто признать, что был не прав, а загладить последствия своего греха. Если это касается другого человека, нужно пойти и извиниться перед ним, возместить ущерб, который мог быть нанесён твоими действиями, неосторожным словом. В Писании есть замечательные слова: «Солнце да не зайдёт во гневе вашем» (Еф. 4, 2). То есть если человек провинился в чём-то, то до захода солнца (как можно быстрее, не откладывая на завтра) необходимо это исправить.

Если достаточно долгое время вести внимательную жизнь и стараться приобрести добродетели, то недостатков у человека станет несколько меньше. Ни одна добродетель не приходит сама, всё требует усилий. Но если человек постоянно работает над собой, не давая себе поблажек, то всё у него будет складываться относительно правильно.

- Как думать о духовности, когда цены на продукты и ЖКУ растут, зарплат и пенсий не хватает, большая часть населения живёт в нищете?

- Да, многие сегодня живут тяжело, но все-таки нищетой я бы не стал это называть. Конечно, есть люди пожилые, одинокие, больные, которые действительно находятся на грани нищеты. Но не будем забывать, что люди вели духовную жизнь во все времена, и материальная недостаточность никогда не была проблемой для этого. В житиях святых множество примеров, когда люди раздавали всё своё имущество и уходили в пустыню, в леса, где их жизнь была очень суровой. И они как раз не чувствовали, что недостаток материальных благ мешает духовности, а, скорее, наоборот. Хотя, конечно, Церковь никогда не говорила своим чадам: «Живите бедно, но духовно».

Очень многое зависит от того, как сам человек воспринимает окружающую действительность. Мне кажется, и сегодня, несмотря на материальный кризис, духовная жизнь для нас не закрыта. Напротив, это время, когда можно остановиться и задуматься. После ряда «тучных» лет многие как-то всерьёз поверили, что наконец-то утвердилось общество потребления и дальше будет только лучше и больше. Но люди здравомыслящие всегда понимали, что это ненадолго. Кризис - повод задуматься о духовных основах жизни, об истинных ценностях, что, впрочем, не мешает трудиться для того, чтобы сам человек и его близкие жили достойно.

- Не кажется ли вам, что люди стали относиться к Богу потребительски?

- Да, это есть. Увы, психология общества потребления уже проявляет себя во всех сферах нашей жизни. И Церковь здесь не исключение. Помните, бывший министр образования Андрей Фурсенко заявил, что задача школы - воспитать грамотного потребителя? И сегодня человек так относится ко всему, самое страшное - к своим близким. К сожалению, это болезнь нашего времени.

Очень часто и от Бога люди хотят получить лишь что-то материальное, овеществлённое. Человек с юности до старости приходит в Церковь просить чего-нибудь: удачно сдать экзамены, поступить в институт, найти хорошего жениха, устроиться на работу, купить квартиру или машину и так далее. И это вместо того, чтобы помнить слова Бога, обращённые к человеку: «Сыне, даждь Ми сердце твое» (Притч., 23, 26). Первая и главная заповедь говорит о том, что человек должен возлюбить Бога и затем своего ближнего.

Куда идти за советом?

- На ваш взгляд, насколько высок уровень напряжения, тревоги в обществе?

- Очень высок, и тому много причин, в том числе та же психология потребления. Есть старое, но верное изречение: «Революцию делают не голодные, а сытые, которых некоторое время не кормили». Когда в налаженной пищевой цепочке потребителя появляются бреши, пробоины, возникают злоба и страшная зависть друг к другу. А это очень плохо. Настоящий человек должен уметь скорбеть вместе со скорбящим и радоваться вместе с радующимся. К сожалению, часто бывает так: мы радуемся чужому горю и очень неприятно себя чувствуем, когда у кого-то что-то лучше, чем у нас.

Остроты ситуации добавляет кризис, который мы сейчас переживаем. Не совсем понятные перспективы (не только экономические, но и политические), существующее положение в мире - всё это действует на человека. Но нужно понимать, что миром управляет Бог, несмотря на то что многим людям кажется, что они всё держат в своих руках. На самом деле всё происходит по воле Господа и вследствие нашего поведения. Все беды, проблемы, несчастья, посещающие нас, - результат нашей недолжной жизни.

- Когда человек впадает в уныние, депрессию, куда ему идти - к священнику или к психологу?

- Современная психология часто утешает людей, обращающихся к ней, порочным методом. Человек приходит, рассказывает о своих проблемах, которые ему мешают жить. А психолог объясняет ему, что всё это - индивидуальные особенности личности, в которых нет ничего плохого, то есть чаще всего пытается примирить человека с его недостатками. Это всё равно, что прийти к врачу с опухолью и услышать: «А она вам мешает, что ли?».

Церковь же пытается направить человека на то, чтобы он мог вырвать с корнем саму причину наших проблем и недостатков, то есть грех. Это бывает трудно и мучительно больно. И человек зачастую избегает прихода в Церковь так же, как он боялся бы лечь на операцию. Ведь многие не идут к врачу и тянут до последнего, потому что скальпеля боятся больше, чем смерти, поскольку нож - вот он, здесь, а смерть, как кажется, где-то вдалеке.

На самом деле, если человек действительно хочет радикально изменить свою жизнь, нужно идти в Церковь. А для этого необходимо стать верующим, принять Бога. Путь этот достаточно долгий, но, на мой взгляд, единственно возможный. Хотя есть верующие психологи, которые удачно сочетают профессиональные знания с опытом духовной жизни и могут помочь.

Досье: Митрополит Лонгин - в миру Владимир Корчагин.

Родился 31 июля 1961 года в Сухуми. Архиерей Русской православной церкви, ректор Саратовской православной духовной семинарии. Награжден орденом прп. Сергия Радонежского II степени, Почётным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда закончатся работы на Привокзальной площади в Саратове?
  2. Сколько в Саратовской области недостроенных домов?
  3. Что делать, если банком навязана услуга страхования при кредитовании?
Самое интересное в регионах