Наиля Кязимова 0 56

Кто управляет миром? О чём стоит задуматься в кризис?

Статья из газеты: АиФ-Саратов № 18 04/05/2016

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин ответил на вопросы корреспондента «АиФ - Саратов».

Екатерина Ульянова / АиФ

Митрополит Лонгин на встрече с бизнесменами посоветовал переживать кризис по-христиански: жить - не тужить, никого не обижать. А как думать о духовном простым людям, у которых порой денег не хватает на хлеб?

Как жить правильно?

- Владыка, каждый раз во время поста вы напоминаете о том, что человеку необходимо избавиться от своих недостатков, приобрести добродетели. Но как это сделать?

- Человек всю жизнь должен всматриваться в себя, соотносить все свои поступки, движения души с Евангельскими заповедями. Нужно приучить себя оценивать каждый прожитый день, и если совершил что-то недолжное, стараться это исправить. Не просто признать, что был не прав, а загладить последствия своего греха. Если это касается другого человека, нужно пойти и извиниться перед ним, возместить ущерб, который мог быть нанесён твоими действиями, неосторожным словом. В Писании есть замечательные слова: «Солнце да не зайдёт во гневе вашем» (Еф. 4, 2). То есть если человек провинился в чём-то, то до захода солнца (как можно быстрее, не откладывая на завтра) необходимо это исправить.

Если достаточно долгое время вести внимательную жизнь и стараться приобрести добродетели, то недостатков у человека станет несколько меньше. Ни одна добродетель не приходит сама, всё требует усилий. Но если человек постоянно работает над собой, не давая себе поблажек, то всё у него будет складываться относительно правильно.

- Как думать о духовности, когда цены на продукты и ЖКУ растут, зарплат и пенсий не хватает, большая часть населения живёт в нищете?

- Да, многие сегодня живут тяжело, но все-таки нищетой я бы не стал это называть. Конечно, есть люди пожилые, одинокие, больные, которые действительно находятся на грани нищеты. Но не будем забывать, что люди вели духовную жизнь во все времена, и материальная недостаточность никогда не была проблемой для этого. В житиях святых множество примеров, когда люди раздавали всё своё имущество и уходили в пустыню, в леса, где их жизнь была очень суровой. И они как раз не чувствовали, что недостаток материальных благ мешает духовности, а, скорее, наоборот. Хотя, конечно, Церковь никогда не говорила своим чадам: «Живите бедно, но духовно».

Очень многое зависит от того, как сам человек воспринимает окружающую действительность. Мне кажется, и сегодня, несмотря на материальный кризис, духовная жизнь для нас не закрыта. Напротив, это время, когда можно остановиться и задуматься. После ряда «тучных» лет многие как-то всерьёз поверили, что наконец-то утвердилось общество потребления и дальше будет только лучше и больше. Но люди здравомыслящие всегда понимали, что это ненадолго. Кризис - повод задуматься о духовных основах жизни, об истинных ценностях, что, впрочем, не мешает трудиться для того, чтобы сам человек и его близкие жили достойно.

- Не кажется ли вам, что люди стали относиться к Богу потребительски?

- Да, это есть. Увы, психология общества потребления уже проявляет себя во всех сферах нашей жизни. И Церковь здесь не исключение. Помните, бывший министр образования Андрей Фурсенко заявил, что задача школы - воспитать грамотного потребителя? И сегодня человек так относится ко всему, самое страшное - к своим близким. К сожалению, это болезнь нашего времени.

Очень часто и от Бога люди хотят получить лишь что-то материальное, овеществлённое. Человек с юности до старости приходит в Церковь просить чего-нибудь: удачно сдать экзамены, поступить в институт, найти хорошего жениха, устроиться на работу, купить квартиру или машину и так далее. И это вместо того, чтобы помнить слова Бога, обращённые к человеку: «Сыне, даждь Ми сердце твое» (Притч., 23, 26). Первая и главная заповедь говорит о том, что человек должен возлюбить Бога и затем своего ближнего.

Куда идти за советом?

- На ваш взгляд, насколько высок уровень напряжения, тревоги в обществе?

- Очень высок, и тому много причин, в том числе та же психология потребления. Есть старое, но верное изречение: «Революцию делают не голодные, а сытые, которых некоторое время не кормили». Когда в налаженной пищевой цепочке потребителя появляются бреши, пробоины, возникают злоба и страшная зависть друг к другу. А это очень плохо. Настоящий человек должен уметь скорбеть вместе со скорбящим и радоваться вместе с радующимся. К сожалению, часто бывает так: мы радуемся чужому горю и очень неприятно себя чувствуем, когда у кого-то что-то лучше, чем у нас.

Остроты ситуации добавляет кризис, который мы сейчас переживаем. Не совсем понятные перспективы (не только экономические, но и политические), существующее положение в мире - всё это действует на человека. Но нужно понимать, что миром управляет Бог, несмотря на то что многим людям кажется, что они всё держат в своих руках. На самом деле всё происходит по воле Господа и вследствие нашего поведения. Все беды, проблемы, несчастья, посещающие нас, - результат нашей недолжной жизни.

- Когда человек впадает в уныние, депрессию, куда ему идти - к священнику или к психологу?

- Современная психология часто утешает людей, обращающихся к ней, порочным методом. Человек приходит, рассказывает о своих проблемах, которые ему мешают жить. А психолог объясняет ему, что всё это - индивидуальные особенности личности, в которых нет ничего плохого, то есть чаще всего пытается примирить человека с его недостатками. Это всё равно, что прийти к врачу с опухолью и услышать: «А она вам мешает, что ли?».

Церковь же пытается направить человека на то, чтобы он мог вырвать с корнем саму причину наших проблем и недостатков, то есть грех. Это бывает трудно и мучительно больно. И человек зачастую избегает прихода в Церковь так же, как он боялся бы лечь на операцию. Ведь многие не идут к врачу и тянут до последнего, потому что скальпеля боятся больше, чем смерти, поскольку нож - вот он, здесь, а смерть, как кажется, где-то вдалеке.

На самом деле, если человек действительно хочет радикально изменить свою жизнь, нужно идти в Церковь. А для этого необходимо стать верующим, принять Бога. Путь этот достаточно долгий, но, на мой взгляд, единственно возможный. Хотя есть верующие психологи, которые удачно сочетают профессиональные знания с опытом духовной жизни и могут помочь.

Досье: Митрополит Лонгин - в миру Владимир Корчагин.

Родился 31 июля 1961 года в Сухуми. Архиерей Русской православной церкви, ректор Саратовской православной духовной семинарии. Награжден орденом прп. Сергия Радонежского II степени, Почётным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ».

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда закончатся работы на Привокзальной площади в Саратове?
  2. Сколько в Саратовской области недостроенных домов?
  3. Что делать, если банком навязана услуга страхования при кредитовании?
Самое интересное в регионах